Почему жители чувствуют запахи, хотя лаборатории фиксируют «нормы»? Какие предприятия дают основной вклад в выбросы сероводорода и что уже изменилось в правилах для новых производств — подробный аналитический материал на основе доклада министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Александра Шадрикова и официальных данных ведомства.
Неприятные запахи в северной части Казани — не разовая жалоба, а повторяющаяся системная проблема. Жители микрорайонов «Салават Купере» и Осиново регулярно сообщают о стойком запахе «газа и химии». Власти проводят проверки, но общественное недоверие остаётся: запахи ощущаются, а официальные замеры часто не фиксируют превышений ПДК. Этот разрыв — ключевой мотив для новых мер контроля и исследований.
Согласно докладу Минэкологии РТ, северная часть Казани и прилегающие населённые пункты — основная точка, откуда поступает большинство жалоб на запахи и качество воздуха. Примеры жалоб на портале «Народный контроль» датированы и в 2025 году: жители сообщали о продолжительном химическом запахе и ухудшении самочувствия у аллергиков.
Из документации минэкологии: за 2024 год зафиксировано 539 жалоб на качество воздуха; из 1,6 тыс. случаев превышений ПДК в республике 75,4% (≈1,2 тыс.) пришлись на две станции — «Салават Купере» и Осиново.
На севере Казани зарегистрировано 71 промышленный объект. По собственным отчётам эти объекты суммарно выбросили около 33,6 тыс. тонн загрязняющих веществ в год. При этом распределение надзора и вкладов неравномерны:
Важно: речь часто идёт о суммарном объёме выбросов в рамках нормативов — это не всегда прямое доказательство загрязнения воздуха сверх ПДК, но показывает, где сосредоточено производство и потенциальный риск.
В докладе подчёркнуто, что на 7 предприятий приходится 93,5% всех выбросов в северной зоне (названы следующие крупнейшие источники по ежегодным выбросам):
| Объект | Годовые выбросы (т) | Число веществ / источников |
|---|---|---|
| «Казаньоргсинтез» (КОС, входит в СИБУР) | 12 400 | 128 веществ / 581 источник |
| Полигон УК «ПЖКХ» (ул. Химическая) | 9 400 | 23 вещества / 22 источника |
| Казанская ТЭЦ-3 (филиал АО «ТГК-16») | 3 700 | 76 веществ / 136 источников |
| Казанская ТЭЦ-2 (филиал АО «Татэнерго») | 2 600 | 66 веществ / 98 источников |
| КМПО (Казанское моторостроительное производственное предприятие) | 652,1 | 116 веществ / 584 источника |
| Казанский завод силикатных стеновых материалов | 650,3 | 50 веществ / 56 источников |
| Птицеводческий комплекс «Ак Барс» (Зеленодольский филиал) | 344,6 | 58 веществ / 94 источника |
Примечание: это отчётные годовые объёмы выбросов — в рамках действующих нормативов для каждого предприятия.
По данным минэкологии, 99,7% всех зарегистрированных случаев превышения связаны с сероводородом — бесцветным газом с запахом тухлых яиц. H₂S образуется при разложении органики с высоким содержанием белка: основные источники — полигоны ТКО, животноводческие и птицеводческие комплексы, очистные сооружения сточных вод, перерабатывающая промышленность.
Распределение вкладов по предприятиям в общем объёме выбросов сероводорода показано так:
Минэкологии выделяет, что главные «вкладчики» — это: Зеленодольский филиал птицефабрики «Ак Барс», УК «ПЖКХ», «Каздорстрой», Казанский завод силикатных материалов, КВЗ, МУП «Водоканал», Казанский хлебозавод №2 и ПК «Возрождение».
«Ак Барс Холдинг» в ответ утверждает, что выбросы зеленодольского комплекса соответствуют нормативам (плановый объём H₂S — 0,526 т/год) и рассматривает новые технологии для снижения эмиссий.
На фоне жалоб республики заказала исследования у научного центра в Перми; первый этап завершился в марте, но «конкретных выводов» для широкой публики пока нет — министерство описывает картину как «сложную» и отмечает создание карты распространения запахов.
Параллельно более глубокое исследование ведёт МГУ им. Ломоносова — его планируют завершить в июне (данные доклада).
Важные моменты по мониторингу:
Полигон УК «ПЖКХ» на ул. Химической фигурировал в проверках и как предполагаемый источник запахов. В конце 2024 года полигон официально закрыли и перевели вывоз отходов на новую площадку, но жалобы от местных жителей не прекратились. В материалах проверок отмечались:
ПЖКХ в свою очередь заявляет, что приём отходов на закрытый полигон не ведётся; какие-то машины приезжали для откачки сточных вод и работ по отсыпке. Компания также объяснила отказ от установки круглосуточных станций мониторинга тем, что такие расходы «в тарифе регоператора не предусмотрены».
Минэкологии показывает в презентации видеоматериалы с мусоровозами на территории полигона в январе и марте 2025 года, что вызывает дополнительные вопросы по практике приёма и размещения отходов.
В декабре 2024 года правительство РТ приняло постановление №1116 — механизм, обязующий проводить оценку влияния на окружающую среду до разрешения на строительство или расширение производства. Вкратце:
Министр объяснил, что это фактически нормирование выбросов на этапе планирования и оно должно снизить антропогенную нагрузку на атмосферу в будущем.
Кроме промышленных объектов и полигона, в докладе указаны дополнительные источники:
Ключевые цифры из отчёта по итогам двухмесячника и 2024 года:
В системе «Народного контроля» осталось 123 нерешённых сообщений о «долгожителях» — свалках, большинство которых находятся в Казани и ряде соседних районов.
Минэкологии вместе с федеральными органами и муниципалитетами реализуют комплекс мероприятий:
С одной стороны, это комплексный подход: мониторинг, исследования, нормирование и принудительные меры. С другой — остаются проблемы доверия: когда жители ощущают запах, а лаборатории не фиксируют превышений, конфликт интерпретаций приходится решать дополнительными исследованиями и расширением мониторинга.
Для жителей и общественности важно понимать, что происходит и какие есть способы повлиять на ситуацию:
Важно сохранять диалог: взаимодействие жителей, СМИ, местных властей и надзорных органов — единственный путь к устойчивому улучшению качества воздуха.
Коротко о главном:
Минэкологии подчёркивает открытость и намерение «не утаивать проблему», но дальнейший эффект зависит от практической реализации мониторинга, выполнения предписаний и модернизации источников выбросов.